Виктор Мамонов: Не хочется быть матёрым артистом Самая дорогая и любимая роль - Свидригайлов в «Преступлении и наказании». Я долго не мог понять, как всё-таки Свидригайлов относится к преступлению Раскольникова. Ведь он мог быть равнодушен, мог порицать, мог сочувствовать отчаявшемуся студенту. И в самом начале репетиций мы выбрали именно первый вариант. Но чуть позже я нашёл другой путь: я понял, что преступление Раскольникова - брата моей любимой женщины - закрыло моему герою дорогу к ней. И в этом скрывается причина той боли, ярости и некотором чувстве безысходности, которые охватывают Свидригайлова. Постановка Достоевского оказалась для многих неожиданной. Зрители после спектакля часто спрашивали, почему герой в моём исполнении получился, скорее, положительным, нежели отрицательным. Дело в том, что в романе мы встречаемся со Свидригайловым в тот момент, когда он уже собирается раскаяться и откупиться от совершённых в прошлом противосудных деяний. В романе не найти ни одного отрицательного его поступка: он даёт три тысячи рублей. Раскольникову, пятнадцать - невесте, говорит, что уезжает в Америку, но пускает себе пулю в лоб. Причём я этот поступок расцениваю так: Свидригайлов спасает брата своей любимой женщины. Ведь Родион Раскольников мечется в поисках выхода. И у него два пути: «Либо пулю в лоб, либо по Владимирке», как говорит мой герой в спектакле, но лукавит. Поскольку знает, что не даст ему сделать это и застрелится раньше. Раскольников не пойдёт по этой дороге, он не сможет повториться. Роль отца в «Частной жизни» немного идеализирована. Наверное, такие отношения между отцом и ребёнком должны быть. Родители принимают всё, что есть в их детях, и продолжают любить несмотря ни на что, какими бы они ни были. Родители - это высшая религия, высшая любовь и милосердие. У меня есть сын, и я ужасно его люблю, я им горжусь. Откровенно говоря, он круче меня во всём, и даже талантливее. Но так и должно быть. Поэтому я не могу согласиться с тем, что на детях природа отдыхает. Это на мне природа сделала маленькую передышку. С нетерпением жду «Золотого Арлекина». В этом году конкурс немного изменился. Раньше, к примеру, актёр мог номинироваться только в одной роли, но не так давно правила поменяли, и многие театры не преминули воспользоваться новой возможностью выдвигать одного артиста в нескольких номинациях. Наш театр не исключение: в двух номинациях были выдвинуты Эльвира Данилина, Татьяна Родионова. Мною был создан сценарий церемонии «Золотого Арлекина». Все секреты раскрывать не буду, скажу лишь об одном из новшеств. Все номинации, объявляющиеся на сцене, будут сопровождаться соответствующим видеорядом: 30-секундными видеороликами с отрывками из спектаклей. На своём бенефисе был окружён огромной аурой любви. Мне хотелось показать мои самые любимые роли (отрывки из спектаклей были скомпонованы именно по этому принципу), хотелось, чтобы пришедшие зрители - друзья и поклонники - увидели во мне прежде всего мужчину, настоящего русского мужчину. Во многом по этой причине все роли были сыграны в одном костюме. Удалась ли моя задумка или нет - не знаю. Конечно, в своих спектаклях я лучше играл, чем на бенефисе. Но это был концертный вариант, немного приподнятый. Я знал, что люди, которые пришли на бенефис, видели мои спектакли, знал, что у меня не будет голоса к концу и я не смогу спеть, но это было не важно. Главное - это та тёплая и душевная атмосфера, которую, как мне показалось, всё-таки удалось создать. Не хочется быть матёрым артистом. Да, конечно, получить звание заслуженного артиста России приятно, но это неглавное. Быть мастером - ответственная задача и тяжёлая ноша, мне же хочется быть человеком, который учится, который двигается вперёд в стремлении познать и открыть для себя что-то новое. Я по-прежнему стараюсь пропагандировать русскую школу актёрского мастерства, быть сильным актёром, быть настоящим мужчиной. «Газета Недели» N 43(84) 1 декабря 2009